Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Мы живем в остановленное время (ТВ2, г.Томск, 18 ноября 2015 г.)

http://www.tv2.tomsk.ru/real/nashe-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee-eto-ostanovlennoe-vremya

Симон Кордонский —социолог, профессор Высшей школы экономики, соавтор теории административного рынка, автор книги  "Сословная структура постсоветской России". Учился в Томском университете, из которого его исключали за диссидентство. Некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что писал на заказ диссертации и ремонтировал квартиры. В перестроечные годы увлекся полевой социологией. Был активным участником семинаров и рабочих групп по формированию стратегии рыночных реформ в России, в начале 90-х принимал участие в написании первых либеральных законов. В 2000-2004 – начальник Экспертного управления Администрации Президента. Старший референт Президента РФ в 2004-2005. О том, на какие сословия делится современное российское общество, к какому сословию можно отнести каждого из нас, и насколько такая общественная система устойчива с Симоном Кордонским поговорила Юлия Мучник.

Фотографии
Вы утверждаете, что мы живем в сословной России. Что такое сословие в Вашем понимании? 

Сословия — это группы, создаваемые государством для решения своих задач, для нейтрализации разного рода угроз. Вот есть внешняя угроза — значит, должны быть люди, которые ее нейтрализуют, военные. Их – военных – 9 категорий у нас. Есть внутренняя угроза — значит, появляются внутренние войска и милиция. Есть природная угроза — есть служба Роспотребнадзора. По каждому сословию и по каждой в нем категории – есть отдельный закон, в котором прописаны все обязанности этого сословия, все его привилегии, льготы. 

А чем сословия отличаются от того, что раньше в наших учебниках по истории и обществоведению называли по-марксистски классами? 

Сословия — это доклассовая штука. Классы возникают на рынке естественным путем, а сословия создаются государством. Если у общества классовая структура, появляется механизм согласования интересов между классами. Называется это демократия. Отношения между классами нужно регулировать. Появляется парламент. Появляются законы, регулирующие эти отношения. Появляется судебная система. У демократии ведь прикладная функция: согласование интересов. А в сословной системе это все — лишнее. В сословной системе механизм согласования интересов — собор. Съезды КПСС — это были соборы: представители всех сословий собирались раз в четыре-пять лет и согласовывали свои интересы. В сословной системе - нет рынка, а есть система распределения. Наверху находится какой-то человек, называется он президентом, гарантом, генсеком — неважно. Он - верховный арбитр.