Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Круглый стол «Университет в петле: философия образования сегодня»

8 июня 2013 года в рамках открытой книжной ярмарки  в Центральном Доме художника (г. Москва) состоялся круглый стол «Университет в петле: философия образования сегодня». Он был организован редакцией журнала «Логос» и был одновременно презентацией номера «Логоса», посвященного проблемам высшего образования в Европе и в России после создания Болонского пространства, и открытой дискуссией экспертов в области философии образования.

8 июня 2013 года в рамках открытой книжной ярмарки в Центральном Доме художника (г. Москва) состоялся круглый стол «Университет в петле: философия образования сегодня». Он был организован редакцией журнала «Логос» и был одновременно презентацией номера «Логоса», посвященного проблемам высшего образования в Европе и в России после создания Болонского пространства, и открытой дискуссией экспертов в области философии образования. В круглом столе приняли участие ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау, декан факультета философии МГУ Владимир Миронов, бывший замминистра образования и науки, а ныне сотрудник Центра гуманитарных исследований при РАНХ и ГС Игорь Федюкин, члены редколлегии и авторы журнала Михаил Маяцкий и Александр Бикбов. Приглашенным участником круглого стола был получатель пожертвования фонда «Хамовники», к.филос.н. Р.Р. Вахитов (г. Уфа). Вел круглый стол редактор журнала «Логос» Валерий Анашвили.

На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с причинами и последствиями Болонской реформы, коммерциализацией высшего образования в России и в Европе, а также массовизацией высшего образования. Сразу же выявились полярные точки зрения. А. Бикбов, Р. Вахитов, В. Миронов говорили об опасностях массовизации образования, которая ведет к снижению его качества, и связывали это с коммерциализацией образования, которая противоречит самой сути образования – воспроизводству знаний, превращая вузы в фирмы, заинтересованные лишь в прибыли. В. Мау и И. Федюкин утверждали, что массовизация образования – общемировая тенденция, которая характерна для постиндустриального общества, что платным был даже идеал их оппонентов – классический гумбольдтовский университет и, наконец, что забота об уровне знаний у студентов – прерогатива самих студентов, а не администраций вузов. Разделились мнения и по поводу Болонской реформы: одни в ней увидели приспособление высшего образования к новым реалиям, другие – стремление государства сократить расходы на образование.

И. Федюкин в качестве гипотезы предложил оппонентам, если они возмущены массовизацией высшего образования в России, подумать о сокращении «слабых» провинциальных вузов. Предложение бывшего чиновника вызвало неоднозначную реакцию у оппонентов и слушателей.

Р.Р. Вахитов обратил внимание присутствующих на то, что из зоны действия Болонской реформы выведены вузы МВД и ФСБ, где до сих пор готовят специалистов. Это, по мнению докладчика, свидетельствует об истинной цели государства, проводящего реформу образования: государству не нужны выпускники классических университетов, а нужны специалисты-силовики. За словами о переходе к европейскому образованию стоит желание сократить расходы на образование за счет сокращения часов и ставок при переходе на бакалавриат у «ненужных специальностей». Такая трактовка событий вызвала в свою очередь эмоциональную и негативную реакцию у И. Федюкина; он в резкой форме стал это отрицать, но контраргументов не привел.

Как часто бывает в таких случаях, обе стороны остались при своих точках зрения.