Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Круглый стол "Невидимая инфраструктура"

Фотографии
Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» представил промежуточные результаты проекта «Конструктивная роль неформальных отношений в системе государственного и муниципального управления». Презентация состоялась 20 июня 2017 г. в гостинице «Метрополь»

Спикеры: Ольга Моляренко, автор исследования, преподаватель кафедры местного самоуправления департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, заместитель председателя экспертного совета по науке Фонда «Хамовники»; Симон Кордонский, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой местного самоуправления департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, председатель экспертного совета Фонда «Хамовники». 
Эксперты: Роман Петухов, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ; Сергей Мохов, аспирант кафедры анализа социальных институтов департамента социологии НИУ ВШЭ.  

Согласно гражданскому кодексу бесхозяйной является вещь, собственник которой не известен, не имеется или от прав отказался. Автор исследования делает вывод, что в России бесхозяйны до 90% кладбищ и до 20% дорог, а также: мосты, водопроводы, водонапорные башни, водозаборы, «государственная» геодезическая сеть, газораспределительные сети. Инфраструктура востребована, ей пользуются ежедневно тысячи россиян, но юридически её не существует. Явление характерно для многих постсоветских стран.  

Основа для возникновения феномена была заложена в советский период правовым «разрывом» между возведенным объектом и земельным участком под ним и закреплена в 1991-1995 гг. в связи с формальным разграничением собственности в законодательстве, не реализованном на практике. В связи с реорганизацией с балансов сельскохозяйственных и промышленных предприятий скидывалась непрофильная социальная инфраструктура (котельные, жилые дома, детские сады, водопроводы, энергосети и т.п.). Списывалась «в никуда» непрофильная инфраструктура также военными и исправительными учреждениями, при этом права собственности на земельные участки сохранялись за Минобороны и ФСИН. Растет число бесхозяйных объектов и в связи с оптимизацией муниципальных образований: объединением поселений, преобразованием районов в городские округа, после чего малозначимые для нового административного центра объекты «теряются».  

Так, в связи с реорганизацией колхозов и совхозов кладбища оказались на сельхозугодьях и землях государственного лесного фонда. Выделение паёв «в натуре» по факту проходило крайне локально, кладбища продолжали функционировать, несмотря на фактическое нахождение на земле, не принадлежащей муниципалитету. По имеющимся данным, бесхозяйными являются примерно 85-90% кладбищ. Проблема характерна для сельской территории вне границ отдельных населенных пунктов. По оценкам союза похоронных организаций и крематориев, общее количество кладбищ на 2015 год составляет примерно 600 тыс. Минстрой, курирующий сферу, насчитывает на 2014 год – в 71 тыс., на 2015 год - в 73 тыс., на 2016 год – в 81 тыс. 

Бесхозяйные дороги в значительном количестве имеются как в городской, так и в сельской местности. Внутри городов, пгт, деревень, сел и проч. оказываются неоформленными улицы частного сектора, придомовые проезды многоквартирных домов и дороги общего пользования, расположенные на ведомственных землях (Минобороны, ФСИН, РЖД). 

Содержат бесхозяйные объекты муниципалитеты за счет нецелевого расходования средств бюджета (как правило, через выделение средств на благоустройство) или поддерживают бесхозяйные дороги силами жителей – скидываются дачники, жители деревень. Нередко муниципалитеты, в силу отсутствия средств, прививают «социальную ответственность» в форме финансовых обязательств за «несуществующие» объекты местному бизнесу. Иногда обслуживание дорожной инфраструктуры достаётся «в нагрузку» организации, выигравшей муниципальный заказ по обслуживанию дорог. В большинстве случаев по этим причинам бесхозяйные дороги чистятся и обрабатываются реже, особенно в зимнее время.  

«Безвыходное положение органов местного самоуправления в сочетании со стремлением физических и юридических лиц снизить издержки своего существования (финансовые, информационные, административные и проч.) приводят к теневому государственному и муниципальному управлению – совместному неформализованному решению коммунальных проблем за счет задействования ресурсов социума. Бесхозяйные объекты содержатся преимущественно за счёт нерегистрируемых доходов граждан и предприятий, потому официальному процессу централизации, встраивания местного самоуправления в систему государственной власти, противостоит скрытое нарастание децентрализации и автономизации», - рассказывает автор исследования и зам. председателя экспертного совета по науке Фонда «Хамовники» Ольга Моляренко.  

«Бесхозяйность – это бремя для муниципалитетов, потому что процедура оформления долгая и дорогостоящая. Проблема бесхозяйности – осознанная для власти», - считает Роман Петухов, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ.  

Причин неоформления объектов в собственность несколько. Одна из них - техническая невозможность и игнорирование обращений муниципалитетов со стороны федеральных органов исполнительной власти, на чьи земли попало имущество. 

Автор проекта отмечает, что зачастую жители сами тормозят процесс – сопротивляются оформлению инфраструктурных объектов (например, водонапорных башен и водопроводов), поскольку ожидают значительного повышения тарифов после легализации.  

«Всплывают» ничейные объекты инфраструктуры, когда муниципалитет или частные собственники продают земельные участки, или после жалоб местных жителей в прокуратуру на плохое благоустройство и общее состояние дорог, мостов, кладбищ. 

Полевое исследование проводится в 7 регионах России, кабинетное изучение проблемы – по 52 регионам. Сроки реализации проекта март 2016 – июнь 2018 

Справка: Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» учрежден в 2007 году. Фонд оказывает содействие проведению научных исследований, направленных на формирование знания о социальной реальности современной России и об организации российского общества, а также способствует обнародованию независимых знаний. Председатель правления фонда – Александр Клячин. 

Дополнительная информация: +7 (985) 006-28-07, Валерия Мальцева; + 7 (916) 984-60-50, Чолпон Бейшеналиева/