Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Для чего не нужен рубль (Заповедник, 10.03.2017 г.)

http://zapovednik.space/material/dlya_chego_ne_nuzhen_rubl

Фотографии

Как устроена бартерная экономика в России


Обмен товарами и услугами без использования денег занимает определенную нишу в экономической и социальной жизни российского общества. Виды такого обмена различны – как и причины, порождающие его появление и распространение. Часто подобные неформальные отношения возникают там, где формализированный обмен с использованием денег неудобен или принципиально невозможен. Мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее существенные виды такого безденежного оборота благ и покажем, почему далеко не всегда деньги оказываются оптимальным инструментом приобретения необходимых товаров и услуг.

...Симон Кордонский считает появление разных схем безденежного обмена важным индикатором отсутствия интереса государства к этим экономическим видам активности: «Если государство не обращает внимания на какие-то сферы деятельности, то оно просто не пускает туда деньги. И там возникает дефицит расчетных средств». Исходя из этого можно предположить, что в отдаленных регионах с ограниченным рынком практики безденежного обмена могут играть большую роль в реализуемых там экономических схемах. Особенности бизнес-практик малых предпринимателей в периферийных регионах России среди прочего были предметом исследования фонда «Хамовники» «Предприниматели Дальнего Востока: стратегии выживания в условиях кризиса». Автор исследования Леонид Бляхер упоминает о некоторых примерах использования элементов бартера местными производителями: «В одном из поселков Хабаровского края жители живут на разведении свиней (есть целая "улица мясников"). В качестве обязательного элемента такого хозяйства назывался "знакомый или родственник", который бы работал в столовой (кафе). Помои – основа корма. Иначе на кормах разоришься». Иными словами, основой для бартера становится доступ к ресурсу, который тот или иной человек контролирует, но при этом не является его собственником.

...Особый вид неформальной экономической активности стал предметом известного исследования Фонда «Хамовники» «Гаражная экономика в российской провинции». Его предмет – организация труда и социальных отношений на мелких производствах («промыслов»), организуемых, как правило, в гаражных кооперативах, но также на пустующих производственных площадях, в сараях и т. п. и строящихся вокруг конкретного мастера. По мнению авторов исследования Сергея Селеева и Александра Павлова, подобные гаражные производства строятся на принципах, сохранившихся со времен ремесленных артелей, где очень важное значение имеет интуитивное чувство справедливости в распределении дохода в зависимости от вложенного труда и оказанной помощи. Кроме того, подобные гаражные производства – автомастерские, столярные цеха, изготовление пластиковых окон и многие другие – находятся в сложных и неофициальных отношениях с властями, которые, как правило, поддерживают «смотрящие» и «старшие», – например, председатели гаражных кооперативов, на которых возложена эта функция взаимодействия с представителями власти и другими группами влияния. Все это также создает определенную среду для неформального обмена товарами и услугами, что в ряде случаев значит, что подобный обмен происходит без использования денег.  

«Экономический безденежный обмен в гаражной экономике присутствует, – объясняет Сергей Селеев. Он может быть в форме взаимозачета – когда один человек сделает что-то другому взамен на оказанную помощь. Такое присутствует постоянно. Кроме того, если степень уважения к тебе достаточно велика, то тебе могут оказать услугу в качестве знака испытываемого уважения. Например, если тебе нужно починить машину и ты достаточно уважаем, то такой ремонт сделают бесплатно». 

«Уважение» в гаражной экономике оказывается отдельной категорией, которая влияет на происходящий обмен. «Эквивалент обмена взаимными услугами, безусловно, зависит от степени уважения, – говорит Селеев. – Если ты уважаешь человека, то стоимость оказанных тобою услуг по отношению к тому, что сделал тебе он, будет ниже, ты должен будешь сделать больше. Вплоть до полностью невозмещаемой работы». При этом, как объясняет гаражный мастер Порошин, уважение возникает из той пользы, которую ты можешь принести делу. Явное «уважение», выраженное клиентом по отношению к качеству работ, – тоже своеобразная «валюта» и может дать повод для скидки за выполненную работу.

Полный текст статьи можно прочитать здесь.