Новости

«Миф потенциала – потенциал мифа: проекты развития на дальневосточном приграничье». Презентация результатов во Владивостоке и Иркутске.

В октябре – ноябре 2021 года Татьяна Журавская, Анатолий Савченко и Иван Зуенко представили результаты своих исследований в серии докладов на научных конференциях и проектном семинаре.

Татьяна Журавская приняла участие в работе двух международных конференций во Владивостоке, организованных в смешанных форматах в Дальневосточном федеральном университете. Эмпирический интерес исследования Татьяны в целом связан со стремлением объяснить парадокс кажущейся бессмысленности упорства в продвижении ДВ-гектара, несмотря на явный провал попытки решения демографической проблемы российского Дальнего Востока. IV Международная научно-практическая конференция «Предпринимательство и инновации на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона-2021» прошла 6-8 октября, где Татьяна представила доклад «Ритуализация проекта развития на примере программы «Дальневосточный гектар» на секции «Развитие предпринимательства на Дальнем Востоке: институты и практики». Доклад был посвящен рассмотрению ритуальных функций бюрократической коммуникации на примере упомянутой программы развития и используемых при этом приемах: «обусловленности» (используемые «мантры» и формулы подготовлены, хотя и меняют свою форму на разных площадках), «архетипичности» (как минимум, это легенды о героях и создание космоса из хаоса) и «понятности» (программа адаптируется как технически через бесконечные редакции закона, так и дискурсивно под решение разных задач) коммуникации.

Второй доклад Татьяны Журавской «(Де)политизации развития: программа «Дальневосточный гектар» как управленческая практика» был представлен на IV Международной конференции «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования» (9-10 ноября). Используя в качестве теоретической рамки антропологические концепции «пост-развития», автор развивает вопрос «Везде ли проекты развития работают одинаково?», имея в виду, прежде всего, превращение политических вопросов в решение технических проблем развития («антиполитическая машина развития» Фергюссона). Татьяна показала, как вписана неолиберальная логика в патерналистский контекст программы и каким образом решение политической проблемы демографической безопасности превращается в техническую управленческую практику.

Анатолий Савченко и Иван Зуенко, представили результаты полевой работы в г. Иркутске в Центре независимых социальных исследований и образования (24 ноября). В докладе «Дальний Восток как пространство для перезапуска государства. Случай территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)» Анатолий Савченко показал трансформацию новой дальневосточной политики при столкновении изначального замысла с реальностью. При объективном дефиците новых высокотехнологичных проектов ТОСЭРы постепенно охватили почти всю экономическую деятельность: строительство, сферу услуг, давно запланированные инвестиции в расширение или модернизацию производства, гигантские стройки сырьевых корпораций. Экономические эффекты связанные и несвязанные ТОСЭР всё труднее различить. К настоящему времени одним из главных результатов новой политики по развитию Дальнего Востока стало утверждение новых бюрократических структур, новых практик, нового дискурса, и новых людей их олицетворяющих.

В докладе «Проекты развития в российско-китайском приграничье: случай Приграничного торгово-экономического комплекса «Пограничный – Суйфэньхэ» (ПТЭК)» Иван Зуенко рассмотрел историю уникального для российско-китайского сотрудничества проекта, который был выдвинут и практически реализован местными элитами на рубеже 1990–2000-х годов, но не получил федеральной поддержки. Особое внимание автор уделил взаимоотношениям центральной и местной элиты, а также практикам, с помощью которых местные элиты пытались реализовать этот проект. Используя одобренный Центром дискурс о необходимости интенсификации приграничного сотрудничества России и Китая, местные «олигархи» построили всю необходимую инфраструктуру для запуска трансграничной торгово-экономической зоны, аналогов которой на тот момент на постсоветском пространстве не было. Эксплуатируя мифологизированные представления о российско-китайском приграничье как территории с особым потенциалом, инициаторы ПТЭК добивались создания специального правого режима, допускающего пересечение иностранцами госграницы в упрощенном режиме. В региональных средствах массовой информации и аналитике, производимой местным экспертным сообществом, тиражировались потенциальные выгоды проекта для местной экономики: создание современных производств, новых рабочих мест. Правда, эта риторика не сопровождалась экономическими обоснованиями, а бывшие участники проекта и сегодня затрудняются дать непротиворечивую трактовку его назначения.

Вам может быть интересно: