Евреи и старообрядцы II: Минусинск – Кызыл – Эржей – Сизим

С 25 по 30 мая 2018 г. в рамках проекта «Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем» М.Б. Кизилов и Ю.М. Плюснин осуществили исследовательскую поездку в Красноярский край (г. Минусинск) и Республику Тыва (Кызыл – Эржей – Сизим).

В рамках поездки исследователями были осмотрены старообрядческие центры г. Минусинска и Кызыла, а также осуществлена поездка в удаленные села Эржей и Сизим – места компактного проживания старообрядческих семей часовенного согласия. Были проинтервьюированы местные исследователи, священнослужители белокриницкого согласия, прихожане часовенного согласия. 

Наиболее удачной, пожалуй, оказалась беседа с протоиереем Леонтием Скачковым из Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в г. Минусинске. Под проливным дождем и шквальным ветром о. Леонтий рассказал нам о том, как крестил еврейскую семью в старообрядчество в 1990-х гг. в Тбилиси, а также об одном случае перехода евреев в старообрядчество беспоповского толка в Минусинске. Если кто-то подумает, что в Минусинске не было евреев, он будет неправ. Там действительно никогда не было компактной еврейской общины, однако, «Мартиролог Минусинского региона конец 1920-1950-х гг.» в Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова содержит десятки имен евреев и старообрядцев, в разные годы побывавших в заключении или бывших под следствием в Минусинске. В музее есть небольшая выставка этнографических предметов из старообрядческих сел; большая часть выставки, к сожалению, оказалась закрыта на ремонтные работы. Работница музея У. Светочева рассказала об этнографических экспедициях в старообрядческие села Идринского района. Кроме того, была получена важная информация о контактах крупнейшего торговца пушниной, еврея Г.М. Вильнера, с старообрядческими купцами Сибири. 

В г. Кызыле (столице Республики Тыва) мы посетили старообрядческий храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, находящийся на самой окраине города, на запыленной Кок-тепейской улице. В данной момент в общине нет священнослужителя; половина прихожан – это бывшие часовенные старообрядцы, присоединившиеся к прихожанам белокриницкого согласия. Тамара Александровна, председатель общины, рассказала нам о ситуации в местной общине, а также о контактах с евреями в г. Новосибирске. Из Кызыла на УАЗике типа «таблетка» по разбитой тяжелотонными грузовиками дороге мы отправились в совсем замшелые глубины Тувы по направлению к нескольким селам, заселенным исключительно старообрядческим населением. Где-то через 100 км асфальтовое покрытие закончилось, и остаток дороги пришлось делать по не менее разбитой проселочной дороге. По сообщению А.А. Стороженко крутой каменистый поворот дороги недалеко от сел Эржей и Сизим по непонятным причинам называется местными жителями «Еврейский поворот». Причину такого странного названия установить не удалось – возможно, по аналогии с «тещиным языком» (крутым поворотом дороги или сложным каменистым участком горного пути). Переправившись в двух местах на пароме через Енисей, глубоко ночью мы достигли села Эржей. 

Практически все обитатели этого небольшого села – это часовенные старообрядцы той или иной степени традиционности. Путешествие в село напоминает прогулку во времени – хоть электричество и даже мобильная связь уже проникли туда, в селе нет ни водопровода, ни газа. На улицах можно видеть мужчин с длинными бородами (преимущественно рыжего цвета), в домотканных рубахах, перепоясанных веревкой. Женщины – в сарафанах и головных платках. В селах Эржей и Сизим нам удалось пообщаться с несколькими местными жителями и взять интервью у некоторых из них. Практически все из них – переселенцы в Туву 1960-ых гг. Как следствие, информанты рассказывали нам не только о своих селах, но и местах, откуда вышли их семьи. 

Дополнительно мы также посетили село Бондарево в Хакасии (ранее – Обетованное, Иудина, Иудино), в котором проживал мыслитель Т.М. Бондарев (1820-1898). Крестьянин, философ-самоучка, чьи труды повлияли на Л.Н. Толстого, Бондарев по разным причинам перешел в иудаизм (!). Село, в котором он проживал, стало местом компактного проживания русских иудействующих, а также молокан, духоборцев, скопцов и представителей иных сект. Данное село крайне интересно для общего анализа развития русско-еврейских этнических контактов. Сейчас в нем иудействующих уже практически не осталось. 

Отдельная благодарность за помощь в организации поездки в Кызыл, Эржей и Сизим выражается проректору по внеучебной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета А.А. Стороженко.