Экспедиция в Бурятию

Всего было проведено 45 интервью с приемными детьми, приемными родителями, главами и заместителями глав поселений, директорами школ, руководителями районных и региональных управлений образованием, специалистами районных и региональных органов опеки и попечительства, директорами детских домов. Помимо интервью участники проекта вели дневник наблюдения на протяжении экспедиции и собирали документы по теме исследования.

В рамках первого полевого этапа исследования по проекту «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» была проведана экспедиция в Республику Бурятия. Участники проекта посетили 7 населенных пунктов: улус Элысун, село Баргузин, село Курумкан, улус Тохорюкта, улус Барун-Хасурта, село Хоринск, город Улан-Удэ.

Элысун (Элэсун) 

Первым пунктом назначения нашей экспедиции стал улус Элысун, расположенный в Курумканском районе на севере Бурятии. Расстояние от Улан-Удэ – 373 км, до райцентра села Курумкан – 39 км. В селе 80 дворов, проживают 490 человек. Большинство населения – буряты. Двенадцать семей стали приемными для 23 детей из Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный", который находится в селе Баргузин Баргузинского района.

Школа является градообразующим предприятием села, предоставляя около 20 рабочих мест. Кроме школы рабочие места предоставляют ФАП, сельская администрация, СПК «Эрдэм», 1 магазин, 2 действующих крестьянско-фермерских хозяйств. Несмотря на то, что на СПК тоже около 20 рабочих мест, большая часть занятых приезжают из других сел. Почти все население занято в своих подсобных хозяйствах. Есть вахтовики, которые ездят на вахту и «калымы». На территории села действуют 3 пилорамы. Осенью сбор дикоросов также приносит доход жителям села. На территории села организовано 5 территориальных общественных самоуправлений (ТОСов), которые постоянно участвуют в конкурсах на благоустройство территории.

Религия играет важную роль в жизни сельского сообщества. Элысун является родиной великого йогина Содой ламы. Улус расположен, по словам его жителей, в «священном треугольнике». Первый точка – гора Барагхан (Бархан-Уул), вторая точка – место поклонения нерукотворному лику богини Янжимы Сарасвати (Баргузинский дацан), третья точка – субурган или ступа Содой-Ламы.

С начала 2000-х гг. в Элысунской школе сокращается количество учеников. В 2009 году возник вопрос о реструктуризации школы до начальной ступени. Первый глава поселения Арамхиев Александр Батуевич предложил односельчанам взять на усыновление детей из ближайшего детского дома, чтобы увеличить количество учащихся и спасти школу. Работники школы стали первыми, кто решился на усыновление. Большинство приемных детей – русские. При этом все приемные дети стали хорошо понимать бурятский язык через несколько лет проживания в селе, некоторые разговаривают без акцента. Все дети участвуют в ведении подсобных хозяйств приемных семей.

В ходе экспедиции мы взяли интервью у 8 приемных семей и 8 приемных детей. На интервью согласились все, кто был на тот момент в селе. Многие дети школьного возраста в это время были в детском оздоровительном лагере на Байкале. Несколько человек проходят службу в армии. Другие уехали в Улан-Удэ подавать документы в ссузы или вузы. Один приемный отец вместе с приемным сыном был на вахте на севере Бурятии.

Баргузин 

В Баргузине расположен Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный", откуда направляют детей в приемные семьи элысунцев. В Баргузин мы приехали на 1 день, чтобы встретиться с директором центра Базаржабом Цыденовичем Нимаевым. Директор рассказал об опыте сотрудничества с приемными семьями из Элысуна.

Курумкан

В райцентре Курумканского района мы провели интервью со специалистами районного управления образования и Центра социальной помощи семье и детям. Мы встретились с бывшим главой администрации Элысунского сельского поселения, и бывшим директором Элысунской сельской школы. Именно при них начали брать детей в приемные семьи. В Курумкане мы также провели интервью с одной приемной семьей из Элысуна, которая приехала на районный Сурхарбан (бурятский спортивный народный праздник).

Тохорюкта 

Улус Тохорюкта находится в Хоринском районе Бурятии в 164 км от Улан-Удэ и 125 км от райцентра Хоринска. Несмотря на относительную близость к столице, улус находится в более изолированном положении, чем Элысун. Мобильная связь в поселении работает плохо, только в некоторых местах, подключение к интернету возможно только через спутниковую тарелку. Расстояние от асфальтированной трассы до улуса составляет 70 км. Грунтовое покрытие дороги находится в таком плохом состоянии, что в дождливую или снежную погоду очень трудно добраться до села. Большинство населения – буряты. В селе 60 дворов, в которых проживает 256 человек. Село известно в Бурятии тем, что сельский сход запретил продавать крепкое спиртное на территории Тохорюкты в 1998 году, и с тех пор этот запрет не нарушается, в магазинах нет водки, только слабоалкогольное пиво. Всего 5 семей взяли 10 детей из детских домов города Улан-Удэ и города Кяхты. В Тохорюкте как и в Элысуне большинство приемных детей русские.

Школа является градообразующим предприятием села, предоставляя около 27 рабочих мест. Также как и в Элысуне рабочие места предоставляют ФАП, сельская администрация, 2 магазина. Почти все население занято в своих подсобных хозяйствах. На территории села нет пилорам и СПК. Осенью сбор дикоросов приносит значительный доход жителям. Так, например, до того как местный кедрач выгорел в результате пожаров, на сборе кедрового ореха одна семья могла заработать до 500 тыс. рублей за сезон. На территории села созданы два ТОС, которые ежегодно выигрывают гранты на благоустройство территории. Интересно то, что сельчане реализуют проекты ТОСов с привлечением не только средств муниципального бюджета, но и личных пожертвований местных жителей.

Религия пронизывает всю жизнь сельского сообщества. Если Элысун находится в «священном треугольнике», то Тохорюкта в центре круга или хурдэ, ламаистской молитвенной «мельницы». Круг этот образуется 5-ю субурганами или ступами. В центре круга находится субурган «Юмдэн», который расположен в Тохорюкте. На каждом субургане в определенное время года проходит молебен и спортивные игры, в которых участвуют не только жители, но и выходцы из села. За каждый субурган, его благоустройство, проведение обрядов несет ответственность несколько семей. Самое большое религиозное сооружение «Жарын (60) обоо» объединяет все семьи села.

Вопрос о закрытии Тохорюктинской школы также как в Элысунской стал подниматься уже в 2000-е гг. В 2007-2008 годах пять семей взяли 10 детей школьного и старшего дошкольного возраста, чтобы увеличить число учеников в школе. Директор школы Нина Дабаевна Цырендоржиева, которая стала через несколько лет первым главой поселения, мотивировала жителей на усыновление детей. В Тохорюкте приемные дети не только владеют бурятским языком, но и некоторые носят бурятские имена, которые им выбрали в дацане ламы после того, как они попали в приемные семьи. Также как и в Элысуне дети участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Во время поездки мы встретились с тремя приемными семьями. В это же время в одном из домов гостила жительница села Улан-Одон, которое входит в МО села Хоринск. От нее мы узнали, что в Улан-Одоне также ради сохранения школы несколько семей решились на усыновление, в том числе и она с мужем. При этом школу в этом селе не удалось спасти. Большинство семей с детьми в течение трех лет после закрытия школы выехали либо в райцентр, либо в Улан-Удэ.

Барун-Хасурта 

По дороге из Тохорюкты в райцентр мы заехали в улус Барун-Хасурта, в котором также несколько семей взяли приемных детей, чтобы сохранить общую образовательную школу. После закрытия школы отток населения из села резко возрос. Большинство населения также буряты. Мы встретились с двумя семьями и их приемными детьми.

Хоринск

В районном центре Хоринского района мы встретились со специалистами органов опеки и районного управления образованием. По данным Хоринского управления образованием 5 малых сел района использовали стратегию усыновления в целях спасения своих школ от оптимизации. Только три села, Тохорюкта, Булум и Амгаланта, смогли отстоять школы.

Также мы встретились с приемной семьей, которая несколько лет назад переехала в Хоринск из Тохорюкты. Эта семья приняла сначала детей как приемных, а через несколько лет 4-х усыновила. Все дети кроме старшей дочери, которая достигла 18 лет к этому моменту, сменили фамилии. Основной причиной переезда родители назвали перевод двух приемных детей на обучение в Можайскую коррекционную школу, которая находится в 30 км от Хоринска и в 155 км от Тохорюкты.

В Хоринске мы посетили Анинский дацан, который окружают 108 субурганов. Субурганы пронумерованы и за каждый из них несет ответственность семья, которая жертвовала деньги на его сооружение (в том числе жители Тохорюкты и Барун-Хасурты).

Улан-Удэ 

В городе Улан-Удэ мы встретились с заместителем министра образования и науки Республики Бурятия, который прокомментировал ситуацию с малокомплектными школами в регионе. Начальник отдела опеки и попечительства министерства социальной защиты населения Республики Бурятия также встретилась с участниками проекта и предоставила статистическую информацию по приемным семьям и детям в республике. Также двое приемных детей из Элысуна и Тохорюкты, проживающие в настоящее время в Улан-Удэ согласились на интервью.

Мы выражаем большую благодарность всем, кто оказал нам неоценимую помощь в экспедиции и согласился дать интервью. Особую благодарность выражаем главе Элысунского сельского поселения Максиму Ринчиновичу Раднаеву, директору Элысунской школы Светлане Доржиевне Очировой, главе Ойбонтовского сельского поселения Алексею Дараевичу Табдаеву, директору Тохорюктинской школы Дариме Доржиевне Дашинимаевой, бывшему директору Тохорюктинской школы Нине Дабаевне Цырендоржиевой, директору Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный» Базаржабу Цыденовичу Нимаеву, специалистам районных управлений образованием и органов опеки и попечительства, заместителю министра образования Республики Бурятия Валерию Анатольевичу Позднякову и специалисту отдела опеки и попечительства Министерства социального развития Республики Бурятия Вере Георгиевне Брянской.